Как научиться любить себя

Как научиться любить себя

Наши сомнения в собственной ценности — главное препятствие на пути к эмоциональному балансу и гармоничным отношениям. Сомневаясь в себе, мы испытываем страх. Например, мы боимся, что нас отвергнут, проигнорируют, будут высмеивать или разлюбят. И больше всего мы боимся одиночества.

Одиночество и сомнения в себе

Одиночество — болезнь нашего века. Главная причина боязни одиночества заключается в сомнениях в себе. Страх перед одиночеством — одно из древнейших человеческих переживаний, восходящее к тем временам, когда изгнать кого-либо из группы означало обречь его на гибель. То, насколько наши представления о собственной безопасности связаны с ощущением принадлежности к группе, видно на примере следующей ситуации: человек, который боится ночевать дома в одиночестве, чувствует себя гораздо лучше в присутствии младенца или кота, несмотря на то что ни тот, ни другой попросту не способны защитить его от какой бы то ни было опасности.

Еще одной причиной того, что мы боимся одиночества, является страх перед Божьей карой или же наказанием, которому нас могут подвергнуть другие люди. Нас приучили верить в такого Бога, чья любовь обусловлена тем, насколько мы хороши в Его глазах. Нам вбили в голову, что ценность человека измеряется тем, какого мнения о нем придерживаются окружающие.

Запрограммированные дети

Когда мы были детьми, взрослые убедили нас в том, что мерой ценности человека является то, насколько он успешен в своих действиях, какова его внешность и сколько у него денег. Родители и другие люди постоянно сигнализируют ребенку, при каких условиях он может считать себя хорошим и достойным уважения.

В итоге сомнения в себе становятся самым большим препятствием на пути к любви, душевному умиротворению и гармоничным взаимоотношениям. Такие сомнения являются почвой для конфликтов и негативных эмоций.

Если бы мы могли действительно принимать себя, у нас не было бы необходимости кому-то что-то доказывать и, значит, мы намного реже испытывали бы чувство обиды. В этом случае мы сохраняли бы благожелательное отношение к другим людям независимо от того, какие поступки они совершают.

Давайте рассмотрим, как можно научиться принимать себя в полной мере.

Первый шаг: вам предстоит выявить те ситуации, в которых вы теряете чувство собственного достоинства. Это легко сделать, еще раз проанализировав собственные реакции на письменную аффирмацию «Я люблю и принимаю себя в любой ситуации». Перечитывая свои ответы, вы увидите, чем именно обусловлено ваше приятие или неприятие себя. Здесь вам поможет следующая анкета.

Почему мы не можем себя любить

В каких ситуациях страдает ваша самооценка? В подобных ситуациях вы испытываете негативные эмоции. Например, у вас появляется чувство собственной обособленности, страх, ощущение своей беззащитности, душевный дискомфорт, отвращение к себе или к окружающим, антипатия по отношению к кому-либо, тревожность; вы чувствуете обиду, злость, ненависть, стыд, разочарование (в себе и других), ревнуете или завидуете.

Запишите те чувства, которые вы испытываете в следующих ситуациях:

1. Кто-либо просит вас о помощи, и вы не откликаетесь на эту просьбу.

2. Вы допустили ошибку или же ваше начинание закончилось неудачей.

3. Другой человек лучше справляется с каким-нибудь заданием или же в чем-нибудь проявляет себя ярче, чем вы (превосходит вас интеллектуально, в плане артистических или организаторских способностей, в умении выступать перед аудиторией, в спорте, кулинарии и т. д.).

4. Другие люди привлекают к себе больше внимания, и их уважают больше, чем вас.

5. Другие люди делают для вас больше, чем вы для них.

6. Вы не можете похвастаться безупречным поведением.

7. Вас критикуют, и с вами не соглашаются.

8. Вами манипулируют.

9. Вы причинили боль другому человеку.

10. Вы не чувствуете гармонии в отношениях с кем-либо.

В каждом из указанных выше примеров

А. Какие чувства вы испытываете по отношению к себе?

Б. Какие чувства вы испытываете по отношению к другим людям?

Социальное программирование или совесть

После того как вы выявили те конкретные ситуации, которые наносят урон вашей самооценке, вам следует подразделить свои ответы на две группы.

1. Ответы, обусловленные социальным программированием. Каждый из этих ответов нужно проанализировать отдельно. Так вы сможете обнаружить негативные убеждения, лишаю-шие вас способности принимать себя в данных ситуациях.

2. Ответы, обусловленные тем, что ваши поступки в той или иной ситуации противоречат вашей совести, иначе говоря, тем, что вы поступаете по отношению к другим людям не так, как они, с вашей точки зрения, должны поступать по отношению к вам. Здесь вам может помочь анализ ваших ответов на вопросы 10 и 11.

Стоит задуматься, как можно было бы среагировать в этих ситуациях по-другому.

Представленный ниже вопросник поможет вам более четко определить, при каких именно обстоятельствах вы теряете уважение к себе. Предполагается, что при работе с этим вопросником вы сосредоточитесь на том, что относится к вам лично.

Мое достоинство страдает…

(при этом вы чувствуете, что теряете право на любовь, счастье, здоровье или удовольствия)

1. Когда меня критикуют, обвиняют или не одобряют.

2. Когда на меня сердятся.

3. Когда мои дети, супруг или родители несчастны, нездоровы, не достигают успеха и недовольны жизнью.

4. Когда я не знаю столько же, сколько другие.

5. Когда я одинок.

6. Когда в доме беспорядок.

7. Когда мой партнер проявляет интерес к другому человеку.

8. Когда моя профессиональная карьера не очень успешна.

9. Когда мне не хватает денег.

10. Когда я недостаточно привлекателен для противоположного пола.

П. Когда мне не удается произвести впечатление на других.

12. Когда я не могу похвастаться множеством сексуальных побед.

13. Когда меня недостаточно уважают.

14. Когда болеет мой ребенок.

15. Когда у меня нет того, что есть у других.

16. Когда мои недостатки становятся очевидными.

17. Когда не получается чего-то достичь.

18. Когда меня обманывают.

19. Когда у меня нет_

20. Когда я не_

21. Другие причины_

Подобные негативные убеждения могут быть связаны с некоторыми детскими переживаниями, которые мы обсудим позднее. Работая с вопросником, постарайтесь вспомнить, в каких случаях в детстве вы испытывали аналогичные чувства вины, стыда и неприятия себя.

Когда Я испытывал чувства вины, стыда и неприятия себя?

1. В ПРОШЛОМ

А. В каких ситуациях в детстве вам приходилось испытывать чувства вины, стыда и неприятия себя?

1. Когда на вас кричали или вас били?

2. Когда вы не делали того, о чем вас просили?

3. Когда вы допускали ошибки?

4. Когда вы кого-нибудь обижали?

5. При тех или иных проявлениях своей сексуальности?

6. Когда вы видели проблемы других людей?

7. Когда вы испытывали негативные переживания?

8. Когда вы испытывали те или иные желания?

9. Когда болели близкие вам люди?

10. Когда вы видели, что другие счастливы?

11. Когда вы не успевали в школе?

12. Когда вас критиковали или обвиняли?

13. Когда вы боялись?

14. Когда вы обманули и украли?

15. Когда вас объявили грешником или признали плохим?

16. Когда вам рассказали о Боге и дьяволе?

17. Когда вы сделали что-то запрещенное? Что это было?

18. Когда вы общались с лицами противоположного пола?

19. Когда вам так или иначе давали понять, что вы плохой ребенок?

20. Когда другие грустили?

21. Когда вами бывали недовольны?

22. Когда вам что-нибудь не удавалось?

23. Когда на вас не обращали внимания?

24. Когда вы рассказывали кому-то о чем-то важном для вас?

25. Когда вы не помогли кому-либо, хотя могли помочь?

26. Когда вы не добивались в чем-то успеха?

27. Когда в вас разочаровывались?

28. Когда у ваших братьев или сестер бывали проблемы?

29. Когда вы видели несправедливость?

30. Когда вас использовали?

31. Когда вам не хватало внимания, восхищения и любви?

32. Когда вас сравнивали с другими?

33. Когда ваши родители или другие члены семьи вели себя предосудительно?

34. Когда вас в чем-нибудь обвиняли?

35. Когда вы получали плохие отметки в школе?

36. Когда вам не удавалось походить на того, кем вы восхищались?

37. Когда вы не соответствовали ожиданиям окружающих?

38. Другие причины_

Б. Испытывали ли вы стыд или чувство неприятия себя из-за чего-либо, перечисленного ниже?

1. Из-за своего тела? Какой его части?

2. Из-за внешности?

3. Из-за собственной половой принадлежности?

4. Из-за своей семьи?

5. Из-за своей манеры говорить?

6. Из-за своих друзей?

7. Из-за каких-либо черт своей личности? Каких именно?

8. Из-за своего поведения? Из-за чего именно в своем поведении?

9. Из-за своих ошибок?

10. Из-за своей страны?

11. Из-за родителей?

12. Из-за того, что на вас обращали внимание?

13. Из-за своей сексуальности?

14. Из-за чего-нибудь еще?_

В. Что вы узнали из слов и поступков других о:

1. Боге?

2. Дьяволе?

3. Деньгах?

4. Сексе?

5. Чувстве собственного достоинства?

6. Отсутствии чувства собственного достоинства?

II. ВЕРНИТЕСЬ В НАСТОЯЩЕЕ

А. Придумайте как минимум три варианта продолжения для каждой представленной ниже фразы.

1. Существует такая часть моей личности, которая страдает от стыда, вины и неприятия себя, когда я делаю…

2. Существует такая часть моей личности, которая страдает от стыда, вины и неприятия себя, когда я думаю…

3. Существует такая часть моей личности, которая страдает от стыда, вины и неприятия себя, когда я выражаю себя…

4. Существует такая часть моей личности, которая страдает от стыда, вины и неприятия себя, когда я не…

5. Существует такая часть моей личности, которая страдает от стыда, вины и неприятия себя, когда я пренебрегаю… (или забываю о…)

6. Кроме того, изредка я испытываю стыд, чувствую себя виновным и не приемлю себя, когда…

Совесть

Ко второй категории препятствий, мешающих нам принять самих себя, относятся поступки, совершаемые нами вопреки собственной совести. Например: «Я не приемлю себя, когда избиваю ребенка или жену, когда обманываю или ворую».

Речь отнюдь не о том, чтобы пойти на компромисс с совестью. Важно обнаружить сами эмоциональные механизмы, которые заставляют нас совершать те или иные негативные поступки, например драться, врать или красть. Какие именно переживания, порождаемые ошибочными убеждениями, принуждают нас действовать вопреки своим представлениям о морали?

Трансформация убеждений, которые провоцируют конфликт с совестью

Если вы в конфликте с собственной совестью, не забывайте следующее:

1. Хорошо уже то, что вы осознаете сам факт несоответствия своих поступков тем высшим законам бытия, которые запечатлены в моральных нормах. Это значит, что у вас есть возможность осознать, на каком этапе своего личностного и духовного развития вы находитесь и в каком направлении вам следует двигаться дальше. Каждый из нас хранит в своем подсознании совершенный архетип человеческого существа, исполненного любви, миролюбия и ненасилия. Естественно, что, осознавая свое несоответствие этому архетипу, мы испытываем разочарование.

2. Очень важно уметь увидеть те свои недостатки, которые следует исправить. Не менее важно найти эффективные способы их исправления.

3. Неприятие себя по причине этих недостатков, и тем более убеждение, что Бог отвергает нас и мы не имеем права на любовь и уважение других людей, — большая ошибка по следующим причинам:

А. Мы пребываем в процессе духовной эволюции и потому по определению не можем быть совершенными. Отвергать себя из-за собственного несовершенства — нелогично.

Б. Абсурдно предполагать, что Бог способен отвергать те существа, которые он сам же и создал, со всеми их слабостями и недостатками.

В. Если мы проанализируем те части своей личности, которые дли нас неприемлемы, станет ясно, что они и так пребывают в постоянных сомнениях в собственной значимости. Отвергая их, мы лишь усугубляем причины, по которым они ведут себя так, а не иначе.

Г. Не приемля себя, мы начинаем внутреннюю войну, которая только мешает нам выбраться из порочного круга самоотгорожения и бесконечного повторения именно того действия, за которое мы себя порицаем. Яркий пример: человек, который порицает себя за переедание, в конце концов начинает считать себя пропащим, что дает ему право есть еще больше.

Д. В процессе самосовершенствования очень важна психологическая чистота. Если человек испачкался, работая в саду, у него уже нет отвращения к грязи. Но у него не возникает особого желания пачкаться, когда он принял душ и переоделся в чистую одежду. Точно так же, если мы считаем себя плохими и фсшными, нам легче совершать неэтичные поступки. Когда же мы осознаем, что достойны любви и уважения, то стараемся поступать соответственно.

Отвергать себя — значит препятствовать внутреннему самоочищению, которое необходимо, чтобы мы могли настроиться на чистую жизнь в гармонии с законами Бытия.

4. Некоторые боятся, что приятием себя можно ослабить стремление к самосовершенствованию. Но так бывает редко. Духовная эволюция не нуждается в помощи негативизма. Не приемля себя, мы только мешаем собственной личностной и духовной трансформации.

Приятие себя позволяет самосовершенствоваться, руководствуясь естественным внутренним побуждением проявить свою подлинную духовную сущность.

5. Кроме того, было бы неплохо помнить, что слово «раскаяние» на греческом языке звучит как «теапо1а», что значит «изменить решение». Раскаяние — отнюдь не неприятие себя. Раскаяться — значит преобразовать прежнюю систему убеждений, чтобы обрести гармонию с законами Бытия. В первую очередь это касается закона, гласящего «не делай другим того, чего ты не хотел бы по отношению к себе».

Если ваше неприятие себя обусловлено какими-либо неэтичными поступками, вам, безусловно, следует выяснить скрытую мотивацию этих поступков и изменить ее, в то же время любя и принимая себя такими, каковы вы есть на данном этапе своей духовной эволюции. Приятие и анализ той части собственной личности, которая действует нежелательным образом, — первый шаг к ее трансформации.

Трансформация убеждений, сформированных благодаря социальному программированию

Описанная здесь методика может использоваться также и в том случае, если вы переживаете конфликт с собственной совестью.

1. Бесценным средством для перепрограммирования себя могут стать письменные аффирмации, например «Я люблю и принимаю себя в любой ситуации» (или «Я люблю и принимаю себя таким, каков я есть на данном этапе своей духовной эволюции»), о чем мы уже говорили.

2. Письменные аффирмации можно формулировать самостоятельно. Об этом мы поговорим далее.

3. Следующая методика самоанализа — так называемый метод незаконченных предложений, позволяет в полной мере принять себя.

А. При выполнении данного упражнения вам потребуется помощь ассистента.

Б. Для начала возьмитесь за руки и пообещайте друг другу держать в секрете все, что здесь прозвучит. Договоритесь также о том, что вы будете искренне говорить друг другу все, что приходит вам в голову.

В. Затем ваш ассистент вооружается бумагой и ручкой, а вы закрываете глаза и кладете руки на нижнюю часть живота. Сосредоточьте внимание на этой части своего тела и начинайте выговаривать предложение: «Я теряю чувство собственного достоинства и не приемлю себя, когда …», позволяя ему завершиться спонтанно.

В течение десяти минут повторяйте это незаконченное предложение снова и снова, так, чтобы его продолжение звучало из ваших уст самопроизвольно. Пусть ваш ассистент записывает то, что вы говорите. В результате у вас в руках окажется список причин, которые мешают вам принять себя и из-за которых страдает ваше чувство собственного достоинства.

Все это время следует оставаться с закрытыми глазами. Совсем не обязательно обдумывать продолжение предложения загодя, еще до того, как вы начали его произносить. Не умолкайте, если вам «нечего больше сказать». Продолжайте повторять начало предложения хотя бы раз в минуту, позволяя продолжить его своему подсознанию. Так вы сможете преодолеть собственную психологическую защиту. Если одна и та же концовка предложения всплывает у вас в голове неоднократно, каждый раз повторяйте ее вслух, это очень важно.

Г. Когда эта часть упражнения завершена, переходите к незаконченному предложению: «Я особенно хорошо отношусь к себе, когда …» или же «Я люблю и приемлю себя, когда …». Работайте с этим предложением так же, как и с предыдущим, в течение десяти минут. В итоге вы составите список причин, которые дают вам все основания любить и принимать себя.

Д. Если в таком самоисследовании заинтересованы оба участника, далее вы можете поменяться ролями.

Кто-то может сказать, что вполне способен выполнить это упражнение самостоятельно. Записывая окончания предложений самостоятельно или же произнося их вслух в . присутствии ассистента, мы получаем разные результаты. И тот, и другой способ имеет свои преимущества, поэтому я рекомендую их оба.

Точно так же поработайте со следующими незаконченными предложениями:

1. «Я не чувствую любви и ощущаю свою обособленность, когда…». И далее: «Я испытываю любовь к людям и чувствую свою близость с ними, когда…».

2. «Я теряю ощущение собственной защищенности, когда…».

И далее: «Я чувствую себя особенно защищенным, когда…».

3. «Я теряю ощущение близости к Богу, когда…». И далее: «Я приближаюсь к Богу, когда…».

4. «Мне трудно оставаться собой, когда…». И далее: «Мне легко оставаться собой, когда…».

5. «Я не свободен, когда…». И далее: «Я свободен, когда…»

Вы можете формулировать все новые и новые незаконченные предложения в зависимости от того, на что направлен ваш самоанализ.

Как войти в контакт с собственным подсознанием

Для того чтобы глубоко проанализировать причины своего неприятия себя, вам придется обратиться к собственному подсознанию, используя предложенные далее способы.

1. Начните с анализа того, за что вам попадало в детстве. Это поможет вам осознать:

А. Почему в некоторых случаях ваше чувство собственного достоинства страдает, казалось бы, вопреки всякой логике.

Б. Почему зачастую вас тянет делать именно то, что вы сами же не приемлете. Скорее всего, это то, что вам запрещалось в детстве.

В. Почему у вас может возникнуть иррациональное желание почувствовать себя отвергнутым. Вероятно, каждому из нас в детстве приходилось переживать нечто подобное. У нас в подсознании до сих пор звучат укоризненные голоса наших родителей, даже если их самих давно уже нет в живых’. И если теперь, когда мы уже достигли зрелого возраста, окружающие относятся к нам с пониманием и уважением, мы все равно подсознательно отвергаем себя сами.

Г. Почему вы втягиваетесь во внутренние конфликты, при которых одна часть вашей личности занимает позицию родителя, а другая — наказанного ребенка.

2. Далее вы можете прибегнуть к так называемой возрастной регрессии. Это позволит вам сосредоточиться на тех эпизодах в своем прошлом, когда вы ощущали себя отверженным и чувствовали стыд и вину.

3. Напишите письмо людям, с которыми вы сталкивались в тот трудный период своей жизни. Объясните в таком письме, что вы чувствовали тогда и какие чувства испытываете теперь, вспоминая пережитое.

4. Вам может помочь Расстановка по Хелленгеру. Проигрывая сцены из прошлого под руководством профессионального психотерапевта, вы освободитесь от связанных с этими ситуациями травматических переживаний и постепенно измените свое отношение к жизни.

5. Весьма эффективна методика трансформации эмоций. Здесь вам также понадобится помощь специалиста.

6. Можно написать письмо с просьбой о прощении, обращенное к другим людям, к Богу и, возможно, даже к самому себе. Благодаря такому письму вы вскроете еще более глубокое чувство вины и обиды, которое отравляет вас изнутри. Подобные письма не обязательно кому-нибудь показывать. Они помогают разобраться в себе и, что еще более важно, выразить свое сожаление о том, что вы причиняли боль другому человеку.

Переживания, которые возникают, когда вы пишете такое письмо, позволят вам освободиться от постоянно возобновляющегося чувства вины.

Эти же переживания стоят за таинством Исповеди, Покаяния и Святого Причастия.

А. Сначала мы осознаем, в чем состоит наш конфликт с совестью. Это — путь самопознания.

Б. Далее мы находим в себе силы признать свои недостатки перед другими людьми. Такова исповедь. Благодаря исповеди мы освобождаемся от эгоистических переживаний и обретаем смирение.

В. Затем мы изменяем свой образ мыслей и поведение. Это — покаяние.

Г. Покаяние способствует духовному самоочищению и позволяет почувствовать свое единство с Богом, что полезно как с религиозной, так и с психологической точки зрения.

в процессе написания писем-признаний вы избавляетесь от того бремени, которое лежит на вашей совести. Тем самым вы высвобождаете сокрытые в вас духовные силы, которые позволят вам обрести умиротворение.

7. Обращаться с просьбами о прощении можно не только письменно, но и устно — участвуя в расстановке по Хелленгеру или же под руководством священника или психолога. Можно сделать это наедине с самим собой, рассматривая фотографии людей, к которым вам хочется обратиться. Вы также можете закрыть глаза и представить себе образы этих людей мысленно.

8. В некоторых случаях можно встретиться с этими людьми и поговорить с ними лично.

Все это позволяет избавиться от чувства вины, которое возникает, когда наши поступки противоречат совести. Однако чувство вины может быть вызвано не только совестью, но и социальными программами.

Вложенные в человека социальные программы создают порочный круг неприятия себя. Они подталкивают человека к совершению поступков, за которые ему потом совестно. В результате страдает его чувство собственного достоинства, что, в свою очередь, способствует совершению неблаговидных поступков. Чтобы разорвать такой порочный круг, следует комбинировать методы, описанные в этой книге.

9. Изменение способа самооценки.

Следует выявить ту внутреннюю программу, при помощи которой вы оцениваете себя. В основном наша самооценка обусловлена следующими факторами:

А. Тем, насколько успешны наши усилия.

Б. Мнением окружающих.

В. Нашими субъективными представлениям о том, как нас воспринимают другие люди.

Г. Тем, как мы выглядим в сравнении с другими людьми.

Диаграмма, представленная ниже, поможет вам понять, как результаты действий влияют на самооценку. При этом речь идет о любых действиях, будь то попытка испечь торт и украсить дом, коммерческая сделка, сдача экзамена, флирт с мужчиной или женщиной или же участие в спортивных соревнованиях.

9. Самооценка на основе собственных субъективных представлений о чужом мнении

Диаграмма. Самооценка

А. Центр концентрических окружностей слева (1) символизирует душу — наше истинное «Я». Душа Божественна по своей природе и достойна любви и уважения такой, какая она есть. Мы не можем увеличить или уменьшить ее непреходящую ценность. В то же время душа постоянно развивает свою способность проявлять присущую ей Божественную природу.

Б. Божественная природа души выражает себя через личность (2) и тело. Наша личность несовершенна и развивается в процессе эволюции.

В. Внешняя, наиболее отдаленная от центра окружность символизирует наши убеждения (3), иначе говоря, те внутренние программы, которыми руководствуется личность.

Г. Убеждения налагают на личность определенные ограничения, формируют ее реальность и диктуют ее мотивы (4). Мотивы обусловлены жизненными ценностями человека, которые, в свою очередь, зависят от его убеждений.

Д. Наши мотивы подталкивают нас к тому, чтобы мы приложили определенные усилия (5) для достижения поставленных целей. Мотивы побуждают нас стремиться к людям, предметам и ситуациям, которые, на наш взгляд, могут помочь нам самоутвердиться, обрести любовь, признание и уважение окружающих, а также обеспечат нашу безопасность и даже духовный рост.

Е. На каждом этапе приложения усилий мы имеем определенный результат (6).

Ж. На основании этого результата (7) мы судим о себе. Если полученный результат представляется нам успешным, мы чувствуем себя достойными людьми. Если же мы интерпретируем полученный результат как неудачу или же как меньший успех по сравнению с достижениями других людей, наша самооценка страдает.

3. Однако довольно часто мы судим о себе не столько по самим результатам, сколько по тому, как они воспринимаются другими людьми (8). Мы наблюдаем за выражением лица свидетеля наших достижений или же спрашиваем: «Что ты об этом думаешь?» Наши представления о собственной ценности оказываются в зависимости от чужого мнения. Нам начинает казаться, что мы достойны любви и уважения со стороны окружающих, только если им нравятся нарисованные нами картины, приготовленная нами еда, наш дом, сад и т. п. В противном случае мы чувствуем себя отвергнутыми и, возможно, испытываем по отношению к этим людям негативные чувства.

И. Еще хуже, если наша самооценка зависит даже не от мнения других людей, а от наших собственных субъективных представлений о том, каково это мнение (9). В этом случае наше восприятие искажается скрытыми внутренними программами и мы, полагая, что окружающим не нравится сделанное нами или же что они нас не любят, нередко ошибаемся.

Это инфантильный способ самооценки, от которого необходимо избавиться. В детстве, когда у нас еще не было четкого образа самих себя, мы часто присматривались к окружающим, стараясь понять, что они думают о нас — о нашем поведении, поступках или же достигнутых нами результатах. Став взрослыми, мы точно так же ориентируемся на реакцию мужей и жен, друзей и сотрудников.

Мы не раз слышали, что важна не победа, а то, сколько усилий мы приложили, чтобы ее достичь. Однако мы не верим в подобные утверждения (впрочем, как и те, кто их высказывает). И все-таки самооценка человека ни в коем случае не должна зависеть от того, насколько успешны его действия и что о нем думают окружающие. Если вам так уж необходимо оценивать себя, оценивайте свои мотивы и усилия. Когда ваши мотивы чисты и вы сделали все, на что способны на данном этапе своей духовной эволюции, вам следует принимать себя независимо от полученных результатов. Если же мотивы эгоистичны, а усилия недостаточны, проанализируйте ситуацию и подумайте, как ее изменить.

Кроме того, самооценка не должна зависеть от способностей и таланта. Человек с меньшими способностями столь же достоин любви и уважения, как и тот, кто безусловно талантлив. Любви и уважения достойны все в равной мере. Способности налагают на нас дополнительную ответственность, но не дают преимущества перед другими людьми.

Достоинство человека как личности определяется чистотой его помыслов и тем, какие усилия он прилагает, чтобы добиться поставленной цели. Наша ценность как Божьих творений абсолютна.

10. Вы можете написать правдивое письмо людям, которые программировали вас в детстве. Нет, вы не осуждаете этих людей. Они не несут ответственности за вашу реальность. Будучи душами, вы сами выбрали их, чтобы они передали вам свои заблуждения. Преодоление этих заблуждений способствует вашей духовной эволюции. Изложите в письме свои нынешние представления о вложенных в вас когда-то ошибочных программах и расскажите о том, насколько изменилось с тех пор ваше отношение к жизни.

Это упражнение называется письмо источнику. Напишите также, что вы отказываетесь руководствоваться прежними программами и отныне намерены жить осознанно, основываясь на новых позитивных жизненных установках.

Данное упражнение столь же эффективно, как и расстановки, в которой роль тех, к кому вы обращаетесь, играют другие люди. Еще один способ обратиться к источнику, особенно если этот человек уже покинул свое физическое тело, — представить его себе мысленно.

Вот примеры ошибочных убеждений, о которых стоило бы сказать тем, кто их в вас вложил:

А. Моя самооценка зависит…

1. От того, что думают обо мне другие люди.

2. От того, насколько успешны мои усилия.

3. От моей внешности.

4. От количества денег и наличия собственности.

5. От моих знаний.

6. От того, каков я в сравнении с другими.

7. От того, насколько успешны мои действия.

8. От того, отвечают ли мне взаимностью в любви.

9. От того, насколько успешна моя карьера.

10. От чего-либо другого_

Б. Я в безопасности, только если…

1. У меня хорошие взаимоотношения с каким-либо конкретным человеком.

2. У меня есть деньги.

3. Я общаюсь с нужными мне людьми.

4. Окружающие признают мои достижения.

5. Другое_

Не менее вредны следующие убеждения:

1. Я в ответе за реальность (здоровье, счастье и успехи) других людей.

2. Я не способен поступать хорошо.

3. Бог не любит меня, поскольку я не соответствую его требованиям.

4. Я — личность и тело, а не вечная душа, которая пребывает в процессе эволюции.

5. Я изначально грешен.

6. Я в ответе за счастье или проблемы других людей.

7. Я слаб и ни на что не способен.

8. Я не должен верить своей интуиции.

9. У меня нет оснований верить в себя.

10. Никому нельзя верить.

11. Ошибки не прощаются.

12. Окружающие должны нести ответственность за мою реальность.

13. Другое_

Это упражнение не имеет ничего общего с критикой в адрес тех, кто вас воспитывал. Вы не возлагаете на них ответственность за ваши негативные внутренние программы. Ничто не мешает вам любить этих людей и чувствовать свое единство с ними. Все, что от вас требуется, — это объяснить им, что сейчас вы воспринимаете действительность по-другому. Здесь нет ничего сложного.

С другой стороны, если вы чувствуете в себе внутреннюю агрессию и в глубине души осуждаете их, лучше выплеснуть свою негативную энергию. Следует сделать это так, чтобы не нанести вред окружающим. Здесь вам может помочь Расстановка по Хелленгеру под руководством опытного профессионала.

11. Сформулируйте соответствующие позитивные аффирмации, и ежедневно на фоне глубокой релаксации, воссоздавайте желаемый образ себя. Сосредоточенность на собственных достоинствах поможет вам пробудить чувство внутренней защищенности, уверенность в себе и улучшит вашу самооценку.

12. Составьте список причин, по которым вы должны любить, уважать и принимать себя. Такой список можно дополнять ежедневно. Укажите в нем все свои достоинства. Кроме того, не забудьте упомянуть о том, что вы, так же как и все остальные, — вечная душа, сотворенная Богом.

Например:

А. Я — творение Бога.

Б. Я — вечная душа, пребывающая в процессе эволюции. В. Я — дитя Бога.

Г. Всё негативное в моей жизни — результат моего неведения и

страха. Д. Я очень стараюсь. Е. Я люблю людей.

Ж. Я обладаю такими качествами:_

3. Я исповедую следующие ценности:_

И. У меня есть такие таланты:_

К. Я стараюсь делать следующее:_

13. Напишите письмо той части своей личности, которая пребывает в сомнениях по поводу собственной ценности или отвергает себя. В качестве аргументов используйте те интеллектуальные доводы и духовные истины, которые уже обсуждались в этой книге.

14. Вы также можете написать письмо своему внутреннему ребенку.

Кое-какие идеи из тех, которые вы могли бы предложить своему внутреннему ребенку или же конфликтной части собственной личности, приведены ниже.

Истины, позволяющие осознать свое истинное «я»

1. Я достоин любви и уважения независимо от того, как ко мне относятся другие люди.

2. Моя самооценка не зависит от того, каков я в сравнении с другими людьми.

3. Мое чувство собственного достоинства не зависит от таких факторов, как интеллект, способности, богатство, внешность, талант, профессиональные успехи, привлекательность, умение заводить друзей и т. п.

4. Я достоин любви и уважения, независимо от того, сколь успешны мои старания.

5. Я сохраняю чувство собственного достоинства, даже если другому человеку в моем присутствии уделяют больше внимания, чем мне. В этом случае я радуюсь за него.

6. Мое достоинство не зависит от того, любит ли кто-либо исключительно меня одного.

7. Я достоин любви и уважения, даже если допускаю ошибки.

8.. Мое достоинство отнюдь не обусловлено тем, чего мне удалось достичь.

9. Я заслуживаю любви и уважения даже в минуты слабости.

10. Мое достоинство не зависит от того, соглашаются ли со мной другие и довольны ли они мной.

11. Я заслуживаю любви и уважения, даже если вынужден сказать «нет» в ответ на чью-то просьбу.

12. Мое достоинство не имеет ничего общего с тем, сколько я даю или получаю.

В13. Моя самооценка не зависит от того, насколько доверяют мне окружающие.

14. Моя самооценка не зависит от поступков окружающих.

15. Моя самооценка не зависит от того, работают ли другие люди больше меня и как это сказывается на моей работе.

16. Мое достоинство — проявление моей Божественной природы, а не половой принадлежности, религии, социального положения и т. п.

17. Мое достоинство не зависит от того, признают ли его окружающие.

18. Я принимаю и люблю себя со всеми своими недостатками и слабостями, однако стремлюсь избавиться от них.

19. Я заслуживаю любви и уважения именно таким, каков я есть (на данном этапе моей эволюции).

20. Я хорош таким, каков я есть, — как и все в этом мире.

21. Я хороший и достойный человек.

22. Я заслуживаю любви и уважения, невзирая на то, как ведут себя по отношению ко мне другие люди.

23. Я уважаю и люблю всех (особенно своих родителей и семью), не чувствуя при этом, что должен соответствовать их представлениям. Я живу собственной жизнью согласно собственным убеждениям.

24. Я никоим образом не несу ответственности за реальность других людей и отвечаю только за собственные мотивы и поступки.

25. Никто, кроме меня, не несет ответственность за мою реальность. Я полностью отвечаю за все, что со мной происходит.

26. Мое чувство собственного достоинства основано на моей Божественной природе, а не на внешних факторах.

27. Мое достоинство — следствие того, что я, подобно всем остальным, являюсь уникальным творением Божиим.

28. Несмотря на все мое несовершенство и недостатки, я заслуживаю любви и уважения таким, каков я есть, точно так же, как и все остальные.

29. Когда я не люблю себя, я пренебрегаю Божьим замыслом.

30. Я принимаю в окружающих те черты, которые отвергаю в себе. Почему?

31. Я — душа, пребывающая в процессе эволюции.

32. Все существа заслуживают любви и уважения, включая меня самого.

33. Бог преисполнен безусловной любви и не может не любить меня.

Упражнения, которые позволяют избавиться от сомнений в себе

1. Произнесите аффирмацию вслух

Данное упражнение можно выполнять совместно с человеком, который, так же как и вы, стремится к самосовершенствованию. Посмотрите в глаза своему ассистенту и вслух произнесите аффирмацию: «Я люблю и принимаю себя таким, какой я есть». При желании можете добавить «…на этом этапе эволюционного процесса».

Произнесите эту аффирмацию пятнадцать раз, все так же глядя в глаза ассистенту. В интервалах между фразами делайте три глубоких вдоха-выдоха. В момент вдоха наблюдайте за собственной внутренней реакцией на то, что вы говорите вслух, обращаясь к другому человеку.

Выполняйте упражнение медленно и сосредоточенно, стараясь в полной мере ощутить свою духовную чистоту и позволяя тому, что вы произносите, проникнуть глубоко в центр вашего существа.

Затем опишите те чувства, которые вы испытывали во время упражнения.

После этого поменяйтесь ролями со своим ассистентом. Если найти ассистента не удалось, можно выполнять данное упражнение перед зеркалом.

2. Опыт неприятия

Как и в предыдущем упражнении, вам понадобится ассистент. Сядьте лицом друг к другу. Пусть ваш ассистент убедительным тоном говорит: «Ты недостоин», или «Ты ничего не стоишь», или «Ты никчемный человек».

Смотрите ему в глаза и отвечайте: «Я заслуживаю твоей любви и уважения именно таким, каков я есть». При желании можете добавить «…на данном этапе моей эволюции».

Выполняйте это упражнение в течение пяти минут. В течение этого времени ваш ассистент отвергает вас настолько убедительно, насколько он может (старайтесь при этом не смеяться), а вы настаиваете на том, что заслуживаете его любви и уважения.

Чем спокойнее вы отстаиваете свое право на любовь и уважение, тем большую уверенность в себе обретаете. И наоборот, стремление принудить другого человека согласиться с вами свидетельствует о вашей неуверенности.

3. Опыт отверженности

Продолжайте сидеть лицом друг к другу. Пусть теперь ваш ассистент возьмет в руки заранее подготовленный список, в котором указаны три негативных стимула, которые чаще всего лишают вас уверенности в себе. Текст должен быть написан разборчиво, чтобы его можно было легко прочитать.

Итак, ваш ассистент смотрит вам в глаза и говорит: «Ты никчемный человек, поскольку…» (далее, в качестве причины вашей никчемности, он зачитывает один из пунктов списка). Таким образом, произнося то, что обычно лишает вас ясности восприятия и любви к себе, он бьет в наиболее уязвимое место. Глядя ему в глаза, отвечайте: «В действительности я заслуживаю твоей любви и уважения, являясь таким, каков я есть». Можете добавить «…на данном этапе моей эволюции». Повторите это друг другу три-пять раз и затем переходите к следующему стимулу из списка.

Выполняйте упражнение медленно и сосредоточенно, стараясь в полной мере ощутить, что, будучи вечной душой, пребывающей в процессе эволюции, вы заслуживаете любви и имеете право на уважение, несмотря на те внешние факторы, которые до сих пор лишали вас уверенности в себе.

4. Заявление перед группой

Упражнение выполняется в группе (или же, при наличии живого воображения, вы можете просто представить себя в окружении людей). Обращаясь к собравшимся, вы должны громогласно заявить: «Я достоин вашей любви и уважения таким, каков я есть». Если есть микрофон, воспользуйтесь им, чтобы все сказанное вами прозвучало четко и громко.

К этому утверждению можно что-нибудь добавить, например, аргументировать его, перечислив какие-либо свои достоинства, или, наоборот, подчеркнуть, что мы все заслуживаем любви и уважения уже хотя бы потому, что являемся Божьими созданиями.

Далее микрофон можно передать по кругу. Пусть каждый из присутствующих встанет и скажет, что он заслуживает любви и уважения таким, каков он есть.

5. Посмотрите друг другу в глаза

Данное упражнение выполняется в парах. Сядьте друг против друга, можете взяться при этом за руки. Посмотрите друг другу в глаза.

Общаясь с людьми, мы редко бываем самими собой. Мы таим свои истинные чувства и стараемся показать себя в разговоре с наилучшей стороны. На этот раз в течение пятнадцати— двадцати пяти минут оставайтесь безмолвными. Просто смотрите друг другу в глаза. Вы внутренне чисты. Вам нечего скрывать и незачем «производить впечатление». Сейчас, поскольку вы оба пребываете в безмолвии, вам не нужно заполнять словами неловкие паузы в общении. Отсюда возникает ощущение свободы и чувство единения. Ваш сердечный центр излучает энергию любви, наполняя светом тело и сознание партнера.

Выполняя это упражнение, вы осознаете, сколь прекрасен ваш партнер внутренне и внешне. Вы начинаете ценить его подлинную сущность, что позволяет вам осознать, сколь прекрасно ваше собственное истинное «Я». Вы убеждаетесь в том, что каждый достоин любви, признания и уважения таким, каков он есть.

Опубликовано в Дорога к Источнику Жизненной Силы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *