«Прощение себя»

(прочесть вслух другу или мысленно повторять про себя)

Погрузитесь в особое состояние сознания.
Обратитесь на мгновение к тому качеству, которое мы называем прощением… Воссоздайте в своем воображении… а фактически в сердце… образ человека, к которому вы таите злобу.
На мгновение почувствуйте этого человека в центре своей груди, в области сердца. В своем сердце скажите ему: «Я прощаю тебе все, что ты сознательно или бессознательно сделал мне в прошлом мыслями, словами и действиями, которые причинили мне боль. Я прощаю тебе».
Медленно позвольте этому человеку войти в ваше сердце… Не думайте о том, как это трудно.
Не прилагайте усилий, а лишь медленно открывайтесь в естественном для вас темпе. Скажите ему: «Я прощаю тебе… Я прощаю тебе все страдания, которые ты сознательно или бессознательно причинил мне в прошлом своими мыслями, словами и действиями. Я прощаю тебе».
Медленно, медленно открывайтесь им… Если это причиняет вам боль, пусть боль будет… Медленно открывайтесь этому человеку… Этой недоброжелательности, этому негодованию, даже если оно жжет… Плавно проходите сквозь него… Прощение… «Я прощаю тебе»… Пусть ваше сердце откроется ему… Ведь это так больно — не пускать кого-то в свое сердце. «Я прощаю тебе».
Пусть ваше сердце откроется еще немного… Только мгновение открытия, прощения и отказа от ненависти.
Позвольте ему быть прощенным.
Теперь, когда вы открылись прошению, поместите в свое сердце образ того, у кого бы вы хотели попросить прощения.
Говорите ему в вашем сердце: «Я прошу у тебя прощения за все, что в прошлом причинило тебе страдания, — будь то мои мысли, слова или действия… Даже за те случаи, когда я не собирался причинять тебе страданий, я прошу прощения… За все те слова, которые были сказаны по забывчивости или из страха… Из-за моей ограниченности, моего невежества… Я прошу у тебя прощения».
Не позволяйте своей недоброжелательности сковывать вас… Пусть ваше сердце откроется ей… Позвольте себе быть прощенным… Позвольте себе быть освобожденным… Пусть поднимается ваша неудовлетворенность собой, ваш гнев — и пусть они уйдут… Пусть все это уйдет… Откройтесь для возможности быть прощенным.
«Я прошу у тебя прощения за все, что я сделал в прошлом и что причинило тебе страдания… За то, как я действовал, говорил и мыслил, я прошу у тебя прощения»…
Как это трудно — держать себя за пределами своего сердца.
Верните себя в свое сердце… Скажите себе: «Я прощаю тебя»… Откройтесь для этого… Позвольте себе быть… Найдите в своем сердце место для самого себя. «Я прощаю тебя». Вся эта неприязнь — пусть она уйдет. Откройтесь для прощения себя… Почувствуйте в себе пространство… Скажите себе: «Я прощаю тебя».
Пусть в вас проникнут сияющие любовь и добро… Пусть ваше сердце откроется для вас… Пусть растет этот свет, эта забота о себе… Прощение себя.
Наблюдайте за тем, как ваши мысли о презренности и страхе делают вас эгоистичными, не дают вам раз и навсегда отпустить этот сгусток.
Наблюдайте, как реализуется свобода самопрощения… Как вы можете держаться за эту боль еще мгновение?
Почувствуйте это место любви и войдите в него.
Позвольте себе быть сострадательным, заботливым, прощающим… Позвольте себе легко парить в открытом сердце понимания, всепрощения и умиротворенности.
Почувствуйте, как трудно любить себя… Почувствуйте страдание в сердцах тех, кто увяз в неведении… Простите им… Простите себе… Легко позвольте уйти той боли, которая таит в себе безбрежность вашей любви.

Длительность и болезненность этой стадии меньше, если человек заботился насколько мог о разрешении эмоциональных проблем в отношениях со Значимым Другим еще при его жизни. Горе можно пережить быстрее, если человек активно стремится сознавать все свои мысли и чувства и делиться ими с теми, кто сочувствует ему. К сожалению, церковь зачастую оказывается не в состоянии по-настоящему помочь страдающим. Дж. Фиппс и другие пишущие на тему утраты отмечают, что гораздо лучше могут утешить те, кто сам пережил горе. Если в тяжелую минуту кто-то поддержал вас, то чуть позже, уже войдя в третью фазу горя, вы можете закрепить начавшийся процесс восстановления, проявив понимание, сочувствие и любовь к тем, у кого рана еще свежа.
Главное, что продлевает горе, — присущая людям очень цепкая иллюзия гарантированной надежности существования. Эпиктет не уставал напоминать, что те, кого мы любим, смертны; они с нами только на назначенное время, и «если мы тоскуем, что не можем видеть ушедшего друга или сына, то уподобляемся человеку, возжелавшему смоквы зимой».

Опубликовано в Упражнения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *