Как реагировать на постоянные жалобы и правильно общаться с нытиками

Нытики и пессимисты - как с ними общаться. Советы психолога

Нытьё — это вирус, смертельная, инфекционная, распространяющаяся как эпидемия болезнь. Я не хочу его слышать. Я не хочу обременять себя этими безудержными проявлениями эмоциональной ограниченности Питер Хег

Есть категория людей, которые постоянно жалуются. Им неправильно светит солнышко и живется хуже всех. У нытиков страшно спрашивать, как дела, потому что они не просто рассказывают, как все плохо, а делают это с упоением и часами. Ваши утешительные речи в стиле «все пройдет» воспринимаются в штыки. Общаться с такими пессимистами очень тяжело, но зачастую приходится, ведь это наши родные и близкие люди – мамы, подруги, родственницы. Как реагировать на постоянные жалобы? Как общаться с нытиками? Придется научиться нескольким приемам.

Почему люди становятся нытиками – скрытые выгоды

Большинство людей переживают и расстраиваются из-за неудач, но, если встречают поддержку и понимание, быстро выходят из депрессивного состояния, действуют и меняют ситуацию к лучшему. Пессимист не ищет легких путей вроде решения проблемы, он начинает эту проблему пережевывать, доносить до каждого. Он вслух сокрушается, парирует все попытки успокоить и обвиняет окружающих в черствости.

Думаете, нытику невыносимо плохо? Как бы не так. У него свои выгоды:

  • Оправдание неудач, лени и бездействия. Проще всего списать проблемы на мужа или жену, трудности после развода, партию, правительство и экономическую ситуацию в стране. Правда только в одном: нытик избегает ответственности за свою жизнь.
  • Облегчение. Нытик понимает, что является причиной своих неудач, но не хочет об этом думать. А рассказывает о трудностях, чтобы переложить часть ответственности на ваши плечи. Да, поздравляем, теперь вы виноваты. Не вздумайте отпираться и пытаться предложить реальный выход их ситуации!
  • Манипуляции через самобичевание. Нытик несчастен. Всем повезло, кроме него. Вот у вас есть работа, зарплата, семья и брак. У него тоже есть, но не такие. Вывод: никто не хочет общаться с неудачником. Услышав подобное, вы по доброте душевной начнете утешать, одобрять и даже предлагать материальную помощь. Этого от вас и ждут.
Вечная жертва общества и обстоятельств высосет все силы. Нытик свалит вам, как в мусорку, гору негатива и, как ни в чем не бывало, пойдет искать нового слушателя. Ваш удел – ощущение тяжести, усталость и дергающийся глаз.

Как реагировать на постоянные жалобы – полезные советы

В идеале стоит избегать общения с токсичными людьми, но это не всегда возможно. Если вы оказались в ситуации, когда нельзя навеки порвать отношения с нытиком, действуйте так:

1 Задавайте конкретные вопросы. Например, спросите, что именно нытик сам сделал для решения проблемы, и какие ваши действия помогут улучшить ситуацию. Обычно этого достаточно, чтобы пессимист замолчал, ища ответы. Правда, иногда такие вопросы вызывают приступы раздражения в стиле «а что тут можно сделать».

2  Устанавливайте границы. Четко говорите, что не хотите обсуждать определенные темы, так как они вам неприятны. Учтите, вы можете заслужить репутацию бесчувственного человека.

3 Используйте «я-высказывания». Это может звучать так: «Мне не хочется сейчас говорить об этом, давай сменим тему. Не возражаешь?» Подобная лояльная формулировка поможет достучаться до собеседника и сообщить, что вам неприятен разговор, но не сам говорящий.

4 Проявляйте терпение. Если жалуется престарелый человек или ребенок, выслушайте и помогите разрешить ситуацию. Если реальной проблемы нет, а есть только плохое настроение и недовольство жизнью, слушайте вполуха, кивайте, но не вникайте. Собеседник будет удовлетворен (его слушают!), а вы не будете себя чувствовать урной для негатива.

5 Старайтесь не оставаться наедине с пессимистами. Как реагировать на постоянные жалобы, если речь о приятеле или коллеге? Просто избегайте «разговоров по душам», стройте беседу, в которой будут участвовать несколько человек. Это несложно, если вы в компании.

6 Переносите разговор на следующую встречу. Предлагайте сменить тему и вернуться к проблеме через неделю, если сложная ситуация не разрешится.

Как реагировать на постоянные жалобы, зависит от вас и степени близости того, кто постоянно выливает на вас негатив. Если пессимист – ваш любимый и дорогой человек, предложите обратиться за профессиональной психологической помощью. Специалист поможет разобраться, что на самом деле стоит за недовольством, и подскажет способы исправления ситуации.

Консультация психолога, работа над собой, изменение мировосприятия – единственно правильные решения проблемы бесконечных жалоб для пессимиста.

 

 

Опубликовано в Статьи с метками .

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *