Для начала давайте определимся со значением слова «прощение». В Библии на английском языке слово «прощать» выражено тремя еврейскими и четырьмя греческими словами. В целом они являются синонимами, и разница в их значении небольшая.
Ключевые значения этих слов:
- «покрывать»,
- «удалять»,
- «извинять»,
- «проявлять великодушие».
Самое распространенное из этих значений — удаление чьих-либо грехов (неудач).
Например, псалмопевец сказал: «Как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши». Этот псалмопевец говорит о Божьем прощении; таким образом. Божье прощение есть освобождение человека от Божьего суда — от наказания, предназначенного тем людям, которые нарушают Божий закон.
И снова Писание говорит: «Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам». Пророк Исайя говорил, что Бог «изглаживает» наши грехи и больше их не вспоминает.
Ясно одно: Божье прощение означает, что наши грехи больше не являются барьером между нами и Богом. Прощение устраняет дальние расстояния и дает возможность открыто общаться с Богом.
То же самое истинно и для человеческого прощения
Прощение означает, что мы отказываемся наказывать, извиняем обидчика. Это значит, что вы забываете об обиде и снова впускаете обидчика в свою жизнь.
Прощение — это не чувство, а решение. Это решение продолжить развивать отношения, устранив барьер.
Если вы оказались обиженной стороной, прощение означает, что вы не будете стремиться к мести, требовать справедливости, что вы больше не позволите этой обиде стоять между вами.
Результатом прощения является примирение. Это еще не значит, что между вами тут же восстановится доверие. Об этом мы еще поговорим позднее. Примирение означает, что вы оба решили забыть эту обиду и теперь вместе смотрите в будущее.
Пример Бога
Этот круг, опять же, ясно виден в отношениях между Богом и людьми. Пророк Исайя обратился с этим учением к израильскому народу. «Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лицо Его от вас, чтобы не слышать».
Мы никогда не отделяемся от Божьей любви, но наше непослушание отделяет нас от общения с Ним. Новый Завет напоминает нам, что «возмездие за грех — смерть». Смерть — это окончательное отделение от Бога.
Конечно, Бог вовсе не хочет такой участи для Своего творения. Поэтому автор тут же добавляет, что «дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем». Бог хочет общаться со Своим творением; именно на это был направлен крест Христа. Бог безвозмездно дает людям Свое прощение.
Чтобы обрести Божье прощение, люди должны ответить Ему покаянием (разворотом) и верой в Христа. Это учение вполне понятно. Если мы принимаем Божье прощение, мы должны признать наши грехи и признать необходимость Его прощения.
Апостол Иоанн пишет: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будет и верен и праведен, простит нам грехи наши». Таким образом, чтобы наше общение с Богом восстановилось, мы должны признать наши грехи — то есть извиниться. И в тот самый момент, когда мы это сделаем, мы почувствуем теплое объятие нашего Небесного Отца. Расстояние устранено. Мы снова идем в общении с Богом.
Я не зря уделил столько времени Божьему прощению, потому что Писание говорит, что мы, люди, должны прощать друг друга так, как Бог прощает нас. Это пример Бога для всех нас и это мудрый и благоразумный пример прощения для всех, живущих в современном мире.
В этом процессе мы видим два важных элемента:
- исповедание и покаяние со стороны обидчика,
- прощение со стороны того, против кого совершен грех.
В Писании эти два элемента всегда присутствуют вместе. Поэтому на чисто человеческом уровне извинение играет в круге прощения очень важную роль. Вот почему первую половину книги мы посвятили искреннему извинению. Однако, после того как обидчик приносит извинение, обиженный человек встает перед выбором: прощать или не прощать.
Прощение открывает дверь к примирению сторон. Непрощение ведет к дальнейшему ухудшению отношений.
Иисус сказал Своим последователям: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки».
Большинство из нас хочет, чтобы нас прощали, когда мы оступаемся. Поэтому и нас призывают прощать тех, кто обижает нас. Христианское учение состоит в том, что мы можем прощать, потому что нас простил Бог. Бог прощает нас, потому что Христос претерпел наказание за наши грехи. Поэтому и наша способность прощать других исходит от Бога. Всегда можно и нужно молиться: «Господи, дай мне силы прощать».
Если никто не извиняется
Что делать, если мой обидчик не приносит мне извинений? Тогда я должен, не теряя к нему чувства любви, поставить его перед этим фактом. Такому подходу всегда учил Иисус. «Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему, и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится и скажет: «каюсь», — прости ему».
Принцип прост. Нанесена обида. Обидчик извиняется не сразу. Тогда вы прямо говорите ему о том, что надеетесь на его извинения. Если обидчик извиняется, вы его прощаете. Мы всегда должны быть готовы прощать, если только обидчик приходит к нам с извинениями.
А если обидчик отказывается извиняться — даже после того, как вы ему прямо сказали о его неправильном поведении? Тогда мы должны обратиться к этому человеку во второй раз, снова сказать ему о нанесенной им обиде и дать ему еще одну возможность извиниться.
Иисус и на этот случай дал ясное наставление Своим последователям. «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним: если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего. Если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух…».
И этот принцип прост. Вы обращаетесь к обидчику во второй или даже третий раз. Каждый раз вы готовы его простить, стремитесь примириться с ним. Однако и в этом случае обидчик может не захотеть признать необходимость в прощении и откажется извиниться за свое поведение. Даже после этого христианин должен молиться за него, стараться донести до него любовь Христа и надеяться на то, что он раскается в своих деяниях и обретет прощение.
Пожалуйста, обратите внимание на то, что Иисус не призывает нас прощать обидчика, если тот не желает извиняться. Заметьте также, что Иисус здесь поднимает вопрос нравственного греха — «Если же согрешит против тебя брат твой».
Наша раздраженность в отношениях с людьми может оставаться тем, чем она и является, — раздраженностью. Например, наши супруги загружают посудомоечную машину не так, как это делаем мы. Мы можем попросить их делать это иначе, но если они отвечают нам отказом, это не нравственная неудача. Многие виды раздраженности в отношениях с людьми вполне можно преодолеть, принять, перенести. Но нравственные просчеты встают между людьми неким барьером, который можно устранить только извинением и прощением.
Поэтому, если человек отказывается приносить извинения за нравственные деяния, уже после того как вы несколько раз к нему обращались, мы должны предоставить его Богу, дав возможность Богу позаботиться о нем, а не стремиться к возмездию. Писание учит нас, что месть принадлежит Богу, а не человеку. И причина заключается в том, что только Бог все знает о каждом человеке, — не только его дела, но и его мотивы; поэтому только Бог может быть объективным судьей.
Предоставить человека Богу
Человек, который испытывает боль и гнев по отношению к своему обидчику, должен предоставить его всеведущему Небесному Отцу, Который может принять единственно правильное и справедливое решение.
Сам Иисус показал нам пример этого принципа. Апостол Павел сказал об Иисусе: «Будучи злословим. Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному».
Или, как это перевел Уэймут, «Он предавал Свои невзгоды в руки праведного Судьи». Будучи человеком, Иисус не мстил тем, кто поступал с Ним несправедливо; Он доверял всю ситуацию Богу, зная, что Тот все рассудит правильно.
Часто, когда с нами поступают несправедливо, мы думаем, что, если мы не «поставим вопрос ребром» и не потребуем справедливости, никто нам не поможет. Вы можете предоставить вашего оступившегося друга и тот грех, который он против вас совершил. Богу, зная, что Он все сделает правильно. Он гораздо больше думает о праведности, чем вы.