Информация всегда доходит до нас не непосредственно, а пропускается через фильтр интерпретаций рассказчика. Всегда воспринимайте информацию в форме: «поэтому и поэтому было сказано следующее», а не: «вот так в действительности все и было». Обязательно установите контакты с членами семьи, которые известны как изгои. Они обычно имеют очень своеобразный и полезный взгляд на семейную жизнь и историю. Здесь нет ничего волшебного, и совсем не обязательно что-то изменится в семье от одного взгляда на имена, даты и истории. Однако этот шаг даст вам три преимущества.
- Во-первых, вы откроете и определите совершенно точно, чем является семья для вас.
- Во-вторых, вы начнете собирать информацию о людях и событиях, которые оказали влияние на вас и на других членов семьи помимо вашего сознания.
- Третье, и наиболее важное, — вы начнете взаимодействовать с членами семьи в более нейтральном и менее реактивном тоне. Это обеспечит хорошие взаимоотношения с семьей и позволит включить ее в работу.
Цель вашей генеалогической работы — собрать информацию о каждом человеке из каждой семьи, входящей в вашу семью. Постарайтесь выяснить, кто жил хорошо, а кто плохо, какое влияние оказывали члены семьи друг на друга, природу взаимоотношений в каждой из этих семей. Эта часть работы может охватить много лет.
Ваше главное внимание должно быть сосредоточено и в трех ближайших поколениях вашей собственной семьи, но с течением лет ваша работа может расшириться и позволить вам осознать всю вашу семейную систему.
Поможет в этом следующее упражнение:
Напишите письма каждому из членов семьи с приложением генограмм.
Прежде чем посылать, перечитайте их внимательно, а еще лучше — попросите хорошего друга прочитать их для того, чтобы быть уверенным, что в них нет ненамеренных выпадов, и что они представляют собой искреннюю просьбу о помощи.
Кого вы забыли или кому избегаете писать? Каково ваше мнение об этом человеке?
Может ли то, что вы его избежали, быть следствием какого-то треугольника в семье? (Например, мать будет расстроена, если вы спишетесь с ее сводной сестрой, которую она недолюбливает.) Даты и время отдельных событий очень важны, поэтому следующим шагом будет развитие генеалогической истории семьи, включающей три поколения. Вам может помочь картотека, в которую вы будете добавлять новые карточки, получая новую информацию. Карточка должна содержать точную дату, описание события и вашу оценку влияния этого события на систему семьи.
Крайне важно указание точных дат. Одна из важных особенностей семейной жизни — это разница в датах, с которыми люди будут связывать определенные события. Они могут ошибаться в датах на пять или десять лет и этим указывать на какие-то значимые связи. Время оказывается очень субъективным переживанием, когда оно относится к семейной истории: у разных членов семьи оно пронизано разными ассоциативными связями. Вам необходимо настаивать на точности в датировке событий.
Важно записать следующие даты и события: рождения, смерти, браки, разделения, разводы, главные болезни и время пребывания в больницах, усыновления (удочерения), смену работы, участие в военных действиях и демобилизацию, изменение экономической ситуации, географические передвижения, учебу в школе и высшее образование, длительные отлучки из дома и возвращения. В общем, важны любые изменения в количестве, расположении и статусе членов семьи. В дополнение к семейным датам вы можете включить в картотеку описание важнейших мировых событий или событий в стране, регионе, так или иначе связанных с семейной историей.
Кроме того, вы должны ясно представлять, какую работу выполняли и какой деятельностью занимались члены семьи. К примеру, точно выясните, какую работу выполнял ваш дед со стороны отца и что она в себя включала, сколько времени он проводил вне семьи, как влияла его работа на семью, на вашего отца.
Какие события привели к уходу одного или нескольких членов семьи? Как разные люди смотрели на это? О ком никогда не упоминают? К кому относятся так, словно они никогда не существовали в семье?
Чем вызвана такая ситуация?
Все это — примеры вопросов, на которые составление хронологической истории семьи поможет вам ответить, и они будут содействовать в выяснении воздействия событий на вашу семью. Они также лучше помогут вам понять, что происходило в период, близкий к вашему рождению, и какое влияние ваше рождение оказало на жизнь людей в вашей семье.
Составление своей семейной истории
Используя регистрационные карточки, в хронологическом порядке запишите основные события в истории вашей семьи. Помимо дат, внесите туда главные мировые события, совпавшие с событиями в семье. Отметьте также то влияние, которое конкретные события оказали на вашу семью. Покажите картотеку как можно большему количеству членов семьи. Можете ли вы заметить расхождение в датах, которые разные члены семьи приписывают одним и тем же событиям? Как разные члены семьи оценивают влияние основных событий на вашу семью? Дальше вы начинаете объединять всю собранную информацию. Попытайтесь извлечь из нее некоторый смысл.
В дополнение к собиранию фактов, на этой стадии вы можете начать идентифицировать стереотипы поведения и строить гипотезы о закономерностях в вашей семье. Эти гипотезы будут проверены и уточнены в ходе ваших семейных визитов. При работе на этом шаге имейте с собой записную книжку для вопросов, которые вы хотите поставить, записывайте все, что поможет вам составить более ясную картину вашей семьи и вашего места в ней.
Любой член семьи, даже тот, который кажется вам чужим, может помочь. Каждый вносит какой-то кусочек мозаики, каждый может что-то предложить, в чем-то помочь вам, когда вы придете к нему со своей работой. Вам, может быть, трудно принять эту установку, особенно по отношению к тем членам семьи, которые кажутся вам бесполезными, плохими и ничего не умеющими. Но они могут знать о семье такие вещи, которых вы не знаете, и обладать такими умениями. которых нету вас. Избегайте мыслей об их неадекватности; сосредоточьтесь на мысли о том, чем они могут помочь вам. Хороший способ выяснить устойчивые стереотипы поведения — это рассмотреть основные треугольники в семье.
Во-первых, возьмите копию своей генограммы и, используя фломастеры нескольких цветов, нарисуйте связи между членами треугольников или между группами людей, находящимися в разных углах треугольника. Это может помочь вам осмыслить собственное интуитивное чувство наличия треугольников в своей семье. Следующий подход к треугольникам более методичен. Возьмите одного человека и просмотрите всю семью, воображая этого человека в отношениях один на один с каждым из членов семьи.
Задайте себе следующие вопросы, чтобы определить взаимоотношения:
— Что напоминают эти два человека, когда они находятся друг с другом? (Это, конечно, часто трудно вообразить, и поэтому детали должны уточняться в ходе семейных визитов.)
— Насколько они открыты друг другу? Насколько испытывают тревогу?
— Какого типа автоматические реакции у них проявляются друг на друга?
Например, вы можете попытаться изучить, как ваша мать относится к вашей бабушке, и наоборот. Затем соотнесите мать с каждым из остальных членов семьи и посмотрите, в каких отношениях есть отличия: где она более или менее тревожна, как она действительно ведет себя во взаимоотношениях с этим человеком.
Проделайте то же самое с каждым человеком, добавляя третье лицо.
Например, что происходит во взаимоотношениях между матерью и бабушкой, когда появляется отец? Что и как изменилось, когда вы добавили третьего человека? Какие появились новые формы поведения? Кто из троих ближе друг к другу? Как они регулируют близость и отдаленность? Какое влияние оказывает поведение этого треугольника на другие треугольники и членов семьи? Что происходит в семье, когда внутри этого треугольника спокойствие и мир? Когда в нем возникают разногласия и повышается тревожность?
Постарайтесь также выделить в треугольнике роли Преследователя, Жертвы и Спасителя.
Играют ли эти роли неизменно одни и те же люди, или они сменяются, играя разные роли по очереди? Всегда ли один человек играет определенную роль в любых отношениях? Какие коалиции сохраняются постоянно? Что побуждает формировать эти треугольники и заставляет их действовать?
Какие переживания, ситуации и обстоятельства активизируют их?
В этой части работы постарайтесь обращать внимание преимущественно на отношения до своего рождения.
Как семья старалась сохранить баланс и прежний образ жизни, когда вы родились? Конечно, большая часть этих гипотез основывается на чистых предположениях, но некоторыми из них могут поделиться с вами члены семьи. Это поможет лучше осветить те области, на которых вам необходимо сосредоточить свое внимание во время визитов. Запишите эти вопросы в свою записную книжку. Теперь перенесите внимание на свой опыт в семье в различных диадных и триадных взаимоотношениях. Поставьте себя в отношения тет-а-тет с каждым членом семьи и проанализируйте, какими они вам представляются. Теперь добавьте третьего человека.
Что произошло с вашими отношениями, когда вы применили к ним вопросы, указанные выше?
1. Насколько вас устраивает уровень близости/отдаленности в анализируемых треугольниках?
2. Хотите ли вы приблизиться, отдалиться или оставить все так, как есть?
3. К чему относится ваша тревога? Боитесь ли вы больше потери себя или потери зависимости с этими людьми?
4. Какие физические и эмоциональные переживания возникают в этих взаимоотношениях? Как вы интерпретируете эти взаимоотношения?
5. Что происходит? Как вы реагируете на это?
6. Какие структурные шаги включаются в стереотипы поведения данного треугольника? Может быть, например, А приближается к Б, оставляя В в стороне, а затем Б приближается к В. оставляя в стороне А, а после этого В приближается к А. оставив в стороне Б, или, может быть, Б постоянно мечется туда и обратно между А и В Или А остается в стороне от Б, когда присутствует В, но приближается, когда В исчезает?
7. Каковы эти стереотипы поведения?
8. Каковы эти взаимоотношения, и как они изменяются в периоды высокой и низкой тревожности?
Возьмите другую копию своей генограммы и нарисуйте, каковы сейчас, по вашему убеждению, наиболее важные треугольники. Как это соотносится с вашим первым рисунком? Установите иерархию пяти наиболее важных треугольников, проранжировав их от 1 до 5 в порядке значимости. Посмотрите, сможете ли вы найти какие-то стереотипы отношений между ними или установить, как одни из них могут активизировать другие.
Теперь взгляните на хронологию семьи, которую вы изучали на третьем шаге. Выделите значительные события и посмотрите, сможете ли вы определить, какое влияние они должны были оказать на систему семьи, какие изменения происходили в системе треугольников, когда в семье происходило прибавление или исчезал один из членов семьи.
Например, смерти часто порождают колебания (а иногда и волны) в семье. Утрата значимого лица в системе требует совершенно новой структуры взаимоотношений и может породить новые стереотипы треугольников. Некоторые исследования, например, показывают, что дети, постепенно превратившиеся в шизофреников, родились через год или два после смерти значимого родителя их родителей (дедушки или бабушки). Они обладают особыми чертами характера, которые указывают на значимость этой смерти.
Другой распространенной реакцией на смерть являются мучения зависимого члена семьи: «Что же теперь должно произойти со мной, если ушел такой человек?». В этом случае кто-то другой обычно отыскивается на место умершего человека или, по крайней мере, делается такая попытка. Некоторые семьи создают новые треугольники вокруг завещания покойного и денег. При этом старые нерешенные конфликты просыпаются с новой силой. Нередко смерть кого-то из членов семьи приводит некоторых других членов семьи к разрыву с семьей в попытке избежать новых треугольников.
Просмотрите свою хронологию и постройте некоторые теории о влиянии этих событий на семью, и когда вы начнете наносить семейные визиты, вы сможете проверить правильность своих теорий. Вероятно, они изменятся, когда вы получите больше информации, но наличие теории поможет вам обратить внимание на то, какую информацию вам необходимо получить, и будет критерием выбора информации. Кроме того, проанализируйте такие вещи, как роли в треугольниках, порядок рождений в семье и связанные с ним характеристики, семейные правила и стереотипы поведения Надфункционеров и Подфункционеров. В последнем случае, когда имеется, например, сильный Надфункционер-родитель, вы обнаружите по меньшей мере одного ребенка в следующем поколении, который будет с такой же настойчивостью придерживаться роли Подфункционера.
Когда же он станет родителем, найдется, по крайней мере, один ребенок, который будет Надфункционером для этого родителя. Иногда отношения Надфункционера/Подфункционера могут сосредоточиться целиком на супружеской паре, и дети будут относительно свободны от этого процесса, но в общем случае Надфункционер создает Подфункционера, который снова создает Надфункционера и т. д. С ними смешаны четыре стереотипа реакции-Уступающих, Бунтующих, Нападающих, Разрывающих. Попытайтесь определить, кто использует какой способ, чтобы справиться со своим собственным недостатком дифференцированности и зависимостью. Начните размышлять о том, какое влияние ваши изменения в установках и поведении окажут на семью и какова будет вероятная реакция.
Когда вы продумали все перечисленные выше моменты, вносите в свою записную книжку только те вопросы, которые вы хотите задать определенным людям. Обсудите свои находки, гипотезы и вопросы с другом, умеющим взглянуть на вещи объективно. Обратитесь к нему за помощью в обдумывании тех вопросов, которые вы хотите задать.