В психологическом отношении, Мандала — это символическое выражение центра, сущности, источника энергии
Не случайно Карл Юнг называл центральным пунктом в психике человека мотив Мандалы.
Он был первым, кто познакомил с идеей Мандалы западных исследователей. В своей автобиографии, «Воспоминания, сны, размышления», Юнг рассказывает, как в 1916 г. он нарисовал свою первую Мандалу, а спустя два года уже ежедневно зарисовывал в своем блокноте новые Мандалы.
Он обнаружил, что каждый рисунок отражает его внутреннюю жизнь на данный момент, и стал использовать эти рисунки, чтобы фиксировать свою «психическую трансформацию».
Рост по направлению к своей целостности – это естественный процесс, который освещает уникальность и индивидуальность человека. Поэтому К.Г. Юнг называл этот процесс индивидуацией. Он настаивал на уважительном внимании к символам бессознательного как к способу стимулировать личностный рост.
Юнг видел спонтанные появления Мандал в снах, воображении и творчестве как доказательство того, что происходит индивидуация. Результатом индивидуации является гармоничный союз личности с Самостью, служащей центральным объединяющим принципом.
По мнению Карла Густава Юнга, мотив Мандалы является предчувствием центра личности, родом центральной точки в душе, с которой все связано, которой все организовано, и которая сама по себе является источником энергии.
Энергия центра проявляется в непреодолимом принуждении и желании стать тем, кем каждый является, так же, как любой организм стремится к достижению той формы, которая характерна для его природы, невзирая на обстоятельства. Об этом центре не думают как об эго и его не ощущают таковым, но, если можно так выразиться, это есть самость.
Визуально Мандала есть просто рисунок в кругЕ
Отчего же, казалось бы, обычный рисунок имеет такое большое влияние и воздействие на нас?
Оттого, что сам мотив круга есть символ, затрагивающий самые глубинные и самые общие части нашей сущности.
Сьюзан Финчер так пишет:
И поскольку она рождается в человеке, который затем отображает ее вовне, во внешнем образе, то становится понятно, что в работе с Мандалой нет места восприятию ее, как некой магической штуковины, которая воздействует на созерцающего ее человека. Воздействие здесь идет самого человека на самого себя посредством Символа, посредством изображения вне себя самого себя, и взаимодействие с этим изображением, что позволяет человеку осознать те внутренние силы и механизмы, которые привели его к изображению этого символа.
В Мандале есть мистика (то есть тайна), поскольку Мир есть тайна для человека, и постижение ее возможно только через постижение своей внутренней тайны.
Через рисунок Мандалы возможна иллюстрация, проявление своего текущего внутреннего состояния, своих стремлений, желаний, своих сил и своего духа.
Мандала мистична, но не магична (магия, это можество, могущество, то есть способность делать, мочь), но она есть лишь путь к постижению тайны, она не содержит в себе активного начала, и не может воздействовать. Воздействовать (делать, быть активным) может только субъект!
Магия не в Мандале, а в созерцающем Мандалу!
Посему не следует мистифицировать Мандалу сверх необходимого, ибо она не более чем символ, рождающийся в сознании человека, она вещь и объект, через который человек может придти к самому себе.
Мандала служит картой внутренней реальности, направляющей и поддерживающей психологической развитие тех, кто хочет продвинуться в осознавании себя.
И именно поэтому, адептам, постигающим путь Мандалы, гуру непременно напоминают, что образы Мандалы не реальны, а являются лишь проекцией его собственного сознания. Ибо, принятие символов в качестве Реальности означало бы идолопоклонство – преклонение перед символами. Но не символы реальны, а то, что за ними стоит. За ними же стоит психологическая реальность человека, реальность его внутреннего мира, которая выражается в этих символах.
Что же за психологическую реальность открывает нам Мандала? Куда мы с ее помощью можем придти?
К.Г. Юнг писал:
Психологическое развитие, писал он, является не четким и линейным, а круговым, оно состоит из возвращения снова и снова к центру души, к Самости. Именно Самость создает тот рисунок души, который отображается в Мандале. И Мандалы раскрывают динамику движения Самости, создавая матрицу, в которой раскрывается наша уникальность. Круг мандалы отражает Самость, вмещающую стремление души к самореализации и целостности.
Создавая Мандалу, мы создаем индивидуальный символ, который отражает то, чем мы являемся в данный момент. Круг, изображаемый нами, как бы приглашает конфликтующие части нашей внутренней реальности проявиться и придти во взаимодействие друг с другом. Поэтому во время рисования Мандал происходит разрешение существующего конфликта, и снятие напряжения.
Считается, что это возможно происходит потому, что форма круга напоминает форму матки (и снова мы приходим к нашему предположению о связи Мандалы и манды), которая безопасно нас содержала и растила. Возможно, так же поэтому имеет психологическую значимость рисование «магического круга», мы как бы создаем наше священное защищенное место в мире, в котором сконцентрированы все наши силы и энергии.
Рисуя Мандалу, мы совершаем то же самое психологическое действие. И именно поэтому Мандала представляет собой уникальный инструмент самопознания и саморазвития, с помощью которого можно откорректировать и решить многие вполне насущные проблемы, что и используется с успехом в Мандала-терапии.
Само слово «Мандала» перекочевало к нам из санскрита, где оно означает «круг, круглый, круговой, диск, колесо, кольцо, сфера, шар, орбита, страна, территория, область, общество, совокупность, собрание».
Но известен факт общности русского языка и санскрита, в которых очень многие слова или однокоренные или звучат практически одинаково. То же самое можно сказать и о слове «мандала». Вы уже догадались, наверное, к какому русскому слову я подвожу санскритсокое слово «Мандала». Есть русское слово «манда», означающее женский половой орган.
По какой-то причине сложилось употребление слова «манда» в качестве обозначения вульвы, что неверно, причем в уничижительной форме, как ругательство. По моему мнению, подобное словоупотребление является неверным. Настолько же неверным, как словоупотребление мата в качестве ругательства. Ведь — матерный язык, есть язык Матери, указывающий на первоосновы Бытия. И поэтому «ругаться матом» мягко говоря, нехорошо.
К слову сказать, Большой толковый словарь Владимира Чернышова так определяет слово «мандала».
МАНДАЛА (санскр. манда — суть, сущность, центр + ла (суффикс) — указание на завершённость, полное обладание = всесущее) — 1) холст или доска с изображёнными на них символическими священными письменами буддизма. 2) символическое изображение мироздания, аналогичное по функциям христианской иконе. 3) место у дерева Бодхи, где Сиддхартха (Будда) достиг просветления, т.е. территория со всевозможными совершенствами. 4) место в центре кайдана; алтарь буддийского храма.
Неправда ли можно усмотреть совсем неслучайное сходство? И если мы не будем, ханжески усмехаясь, уклоняться от очевидного, то мы заметим единство происхождения этих слов. Ведь и женский половой орган назван «мандой» совсем неслучайно, и совсем неслучайно имеет форму Мандалы — круглую или элипсообразную.
Очевидно, что происходят они от одного материнского корня – МА, означающего Великую Мать. А уж коли так, то слово указывает не на «наружные половые органы женщины», а на материнское начало, на целостность, из которой рождается материальный мир, другими словами «манда» указывает на женскую матку. Матка — и есть промандала — Манда. И вероятнее всего, происхождение слова Мандала именно от русского слова «манда».
Как первозданная форма, имеющая отношение к основам Бытия, Мандала известна и применялась во всех известных культурах.
Православная икона «Неопалимая купина»
(как видите, это тоже самая настоящая мандала)
Мандала нисколько не противоречит и не оскорбляет ничьих религиозных чувств, поскольку является не религиозным термином, а «техническим». И суть мандалы глубоко психологична и символична, и именно поэтому мандалы есть во всех культурах и религиозных системах.
Она не только не противоречит Православию, напротив Православие очень активно использует принцип Мандалы, называя, правда, это другими терминами.
А вот термин «мандала» в Православии табуирован, как относящийся к другой вере, а значит… «Мандала — это бесовщина, дьявольщина…». Очевидно же, что это полная ерунда!
А, вот одна из мандал племени Ацтеков: Солнце с дневными календарными знаками: крокодил, ветер, дом, ящерица, змея, череп, олень, кролик, вода, собака, обезьяна, трава, тростник, оцелот, орел, гриф, движение, нож, дождь, цветок.
Эта мандала описывает сферы влияния и зависимостей различных сфер: мир звезды, мир богов, мир людей. Во внешнем круге представление материальной основы жизни, полевых зерновых культур и папируса.
Мандала-спираль как плавная энергия. Для кельтской символики типично иметь много различных орнаментальных картин спирали. Они описывают течение физической и духовной энергии.
Но наиболее полного теоретического и практического развития Мандала достигла в Индии и Тибете — и как жанр искусства, и как ритуальный медитативный символ.
Шри-Янтра – один из древнейших геометрических символов, используемых для медитации в школах йоги и тантризма
История появления Шри-Янтры уходит в глубь веков и окутано тайной. Первое документальное упоминание о ней можно найти в Атхарваведе (1,2 тыс.лет до н.э.)- здесь встречается гимн ритуальному изображению, образованному из девяти пересекающихся треугольников.
По косвенным данным происхождение Шри-Янтры может быть ещё более древнее – до арийское (2,5 тыс. лет до н.э.).
В индийской традиции Шри—Янтра олицетворяет тело богини Трипура-Сундари, хотя в некоторых текстах ее называют пупком Божественной Матери.
Источник появления Шри-Янтры неизвестен. Кажущаяся простота геометрии этой Мандалы обманчива, на самом деле она настолько сложна, что воображение рисует мощный компьютер, который смог бы рассчитать такую форму, или возникает гипотеза о том, что первичное изображение (протомандала) имело сферическую, трехмерную форму и было нарисовано на… или внутри прозрачного кристалла.
Или, что было в древности такое плоское изображение звезды, которое всеми своими 16-ю углами касалось внешней, описывающей окружности, а все последующие, в том числе современные формы Шри-Янтры — это лишь попытки приблизится к ее истинному изображению.
На сегодняшний день научно доказано одно, что Шри-Янтра действительно обладает большим воздействием на психику человека. В частности эксперименты показали, что даже кратковременная фиксация взгляда на этом изображении затормаживает деятельность левого полушария мозга, отвечающего за логическое и аналитическое мышление, и активизирует правое полушарие, деятельность которого часто проявляется в виде творческих озарений и интуиции. Подобные состояния могут возникать при некоторых ритуальных мистических обрядах, или даже при применении психотропных веществ.
*Источник Автор — Виктор Ляшенко
Получить (не) случайную Мандалу для медитации