Способность отдать себе отчет в том, что ряд жизненных направлений был бесплодным, изменить осмысление этих направлений или даже отсечь некоторые ветви жизни, внутренне вернувшись к более раннему этапу, — глубокий источник жизненных сил и адаптации. Порой необходимо призвать на помощь все внутренние силы, чтобы отрубить и отбросить ветвь прошлого, ставшую больной, и этим спасти другие части дерева, еще способные к плодоношению. Большие жизненные изменения могут иметь едва заметный источник. Поворотные события жизни могут быть видимы (женитьба, выход на пенсию и т.д.) и невидимы другим (прочитанная книга, новое понимание события). С возрастом вырабатываются стереотипы в восприятии себя и других, усиливается тенденция не принимать рискованных решений, труднее освободится от давления привычных социальных ролей. Возможно, именно в результате действия этих факторов отмечают снижение креативности в пожилом возрасте. Для того, чтобы активизировать творческий процесс, можно применить ряд процедур, снимающих «страх перед творчеством». Эти рекомендации предлагаются непосредственно перед написанием (которое предпочтительнее, чем наговаривание на диктофон, так как к написанному легче возвращаться, оно остается материальным фактом) первого сочинения на заданную жизненную тему. Пишите так, как говорите (не пытайтесь воспроизвести тот или иной литературный стиль). Используйте для описания деталей свои устоявшиеся образы. Они обеспечивают «текстуру» воспоминания и их реальность (например запах хлеба или прелой листвы). Записывайте в том порядке, в котором воспоминания приходят. Обязательно делайте акцент на своих чувствах. Факты менее важны, чем то, что вы думаете и чувствуете. Обобщения менее важны, чем яркие воспоминания, во всяком случае, на первом этапе. Используйте вспомогательные средства (фотографии, старые письма и открытки, сувениры и т.д.), чтобы оживить воспоминания. Не расстраивайтесь, если не можете вспомнить конкретное имя или дату. Смешные случаи часто могут облегчить понимание себя. Из сегодняшнего дня многие препятствия, казавшиеся непреодолимыми, могут показаться просто смешными. Не позволяйте облегчающим вопросам давить на ваше мышление. Некоторые вопросы могут оказаться неприемлемыми или ненужными, но все-таки постарайтесь их обдумать.
Задание 1. Главные переломные точки в моей жизни
1. Когда произошла жизненная перемена? Случилось ли это слишком рано? Не случилось ли это слишком поздно?
2. Какие люди участвовали в этих изменениях? Часто мы замечаем, что одни и те же люди снова и снова включаются в наши жизненные перемены. Есть ли такие люди для вас?
3. Эмоции и чувства в это время. Интенсивность этих эмоций.
4. Эмоции и чувства по поводу изменений сейчас. Испытываете ли вы те же чувства, что и в момент изменений, или они стали иными?
5. Личностный выбор. Была ли ситуация у вас под контролем? От кого или чего исходило внешнее влияние?
6. Последствия. Как повлияло (и повлияло ли) событие на вашу жизнь?
7. Главное («вершинное») событие, связанное для вас с этой темой.
Задание 2. Моя семья
1. Кто руководил в вашей семье? Почему? Как вы узнали, что кто-то в вашей семье главный?
2. Кто оказывал вам поддержку, дарил тепло? Кто обеспечивал ваш комфорт? Кому вы доверяли?
3. К кому из членов семьи вы были наиболее близки? Почему?
4. С кем из важных для вас членов семьи вы не смогли быть близки? Какие чувства вы испытывали из-за этого?
5. Вам нравится ваша семья? Почему?
6. Что самое лучшее в вашей семье? Самое худшее? В чем сила и слабость вашей семьи?
7. Есть ли кто-то в вашей семье, кого вы боитесь?
8. Кто был героем (кумиром) в вашей семье? Фаворитом? Как вы это почувствовали?
9. Каков был эмоциональный тон вашей семьи (теплый/холодный, счастливый/несчастный, грустный/веселый, шумный/тихий)?
10. В чем заключались главные проблемы вашей семьи?
11. Какие правила были в вашей семье?
12. Какие события раскололи вашу семью или, наоборот, сделали ее сильнее?
13. Были ли вы любимы в семье? Откуда вы об этом узнали?
14. Главное («вершинное») событие, связанное для вас с этой темой.
Задание 3. Главное дело моей жизни и карьера
1. Как вы пришли к главному делу своей жизни? По совету семьи? Когда произошел выбор?
2. Как рано вы сформулировали свои задачи? Кем вы хотели быть в детстве? Как детские увлечения повлияли на ваш выбор?
3. Как развивалась ваша карьера? Была ли она продолжительной? Прерывалась ли из-за каких-то обстоятельств? Взлеты и падения. Изменялись ли цели работы? У вас одна или несколько карьер?
4. Чье влияние на вашу карьеру было наиболее сильным? Людей? Места? Событий?
5. Если у вас еще нет главного дела жизни и вы могли бы его выбрать сейчас, что бы вы хотели делать? Почему?
6. Если дело вашей жизни завершено, как вы оцениваете его?
7. Ведет ли дело вашей жизни к открытию новых возможностей вашей личности или ограничивает ее рост?
8. Оправдало ли дело вашей жизни ваши ожидания, ваши успехи, поражения?
9. Что было уникально и необычно в главном деле вашей жизни?
10. Если бы вы могли начать жизнь сначала, что вы изменили бы в деле вашей жизни? Почему?
11. Главное («вершинное») событие, связанное с этой темой.
Задание 4. Роль материальных факторов в жизни
1. Какова была роль денег в жизни вашей семьи? Какие установки вы получили на этот счет? Были вы бедны или обеспечены?
2. Каким было материальное положение вашей семьи по сравнению с другими?
3. Имели ли деньги в вашей жизни отношение к любви и другим человеческим взаимоотношениям?
4. Насколько важную роль играют деньги в вашей жизни?
5. Ваш наибольший финансовый успех и наибольшая финансовая ошибка?
6. Есть ли у вас любимые вещи? Есть ли вещи, которые вы бы очень хотели приобрести в течение жизни, но не смогли?
7. Главное («вершинное») событие, связанное с этой темой.
Задание 5. Здоровье и история моего телесного образа
1. Были ли вы здоровым человеком в детстве, в подростковом возрасте, в молодости, в зрелом возрасте? А в пожилом? Как вы можете описать свое физическое самочувствие в детстве, в подростковом возрасте, в молодости, в зрелом возрасте? А в пожилом? Вы — низкий/высокий, худой/толстый, привлекательный/безобразный, грациозный/неуклюжий?
2. Какие проблемы со здоровьем возникали у вас на протяжении жизни? Как вы их переживали?
3. Как ваше тело реагирует на стресс? Как вы воспринимаете сигналы своего тела о неблагополучии? Какие это сигналы?
4. Что вы предпринимали в жизни для того, чтобы укрепить свое здоровье? Или разрушить его?
5. Какую часть своего тела вы любите меньше всего? Почему? Как она изменялась на протяжении вашей жизни?
6. Какую часть своего тела вы любите больше всего? Почему? Как она изменялась на протяжении вашей жизни?
7. Каково в вашем теле соотношение мужского-женского?
8. Если бы вы могли изменить свое тело, что бы вы изменили?
9. Главное («вершинное») событие, связанное с этой темой.
Задание 6. Любовь и ненависть в моей жизни
1. Кого и что вы любили, когда были ребенком?
2. Кто был вашей первой любовью?
3. Кто дал вам почувствовать, что вы любимы? Почему? Как это проявлялось?
4. Самая большая любовь в вашей жизни?
5. Какова роль любви в вашей жизни? В каких обстоятельствах вы встречали любовь? Менялась ли роль любви на протяжении вашей жизни?
6. Как вы выражаете свою любовь?
7. Теряли ли вы любовь? Почему? Что вы чувствовали в это время? Вы чувствовали изменения в себе или в любимом человеке?
8. Что вы думаете о любви на разных жизненных этапах. Почему?
9. Самая большая ненависть в вашей жизни. Что вы ненавидели, когда были ребенком?
10. Как вы выражаете свою ненависть?
11. Изменялось ли со временем то, что вы ненавидите, или это всегда одно и то же?
12. Вы выражаете свою ненависть или храните в себе?
13. Есть ли в вас невыраженное чувство любви к кому-либо?
14. Когда вы росли, как менялись ваши представления о любви и ненависти?
15. Главное («вершинное») событие, связанное с этой темой.
Задание 7. Моя половая идентичность, половая роль и сексуальный опыт
1. Когда вы начали осознавать, что вы девочка (мальчик)? В какие игрушки вы играли?
2. Хотели ли вы когда-нибудь принадлежать к противоположному полу? Почему?
3. Что вам говорили в семье о «хороших» мальчиках и девочках?
4. Как вы получили сексуальное образование (из книг, от друзей, от членов семьи)?
5. Был ли у вас травматический сексуальный опыт?
6. Каково ваше представление об идеальных женщине и мужчине? Как эти представления менялись на протяжении жизни?
7. Каково ваше представление об идеальных отношениях между мужчиной и женщиной?
8. Какие традиционные женственные и мужественные черты вы можете найти в себе? Какая вы женщина (мужчина)?
9. Какие у вас отношения с противоположным полом? Как они менялись?
10. Какова история вашего сексуального опыта? Какие факторы (старение, здоровье, менопауза, выход на пенсию) повлияли на вашу половую идентичность?
11. Какие мысли посещают вас о вашей сексуальности? Что вы думаете об изменении установок в обществе на сексуальное поведение?
12. Главное («вершинное») событие, связанное с этой темой.
Задание 8. Мои переживания и мысли, связанные со смертью
1. Что вы думали о смерти в детстве? Переживали ли вы гибель любимого домашнего животного?
2. Что говорили о смерти в вашей семье?
3. Когда вы впервые присутствовали на похоронах? Как вы реагировали на происходящее?
4. Что вы думали о смерти в подростковом возрасте?
5. Что вы думали о своей смерти в течение жизни ? Были ли вы близки к смерти? Были ли так больны, что могли умереть?
6. Как вы горевали, когда умирал кто-то из близких?
7. Имеют ли умершие родственники влияние на вашу жизнь? Чувствуете ли вы печаль по поводу чьей-либо смерти? Безнадежность? Злость? Раздражение? Чувствуете ли вы ответственность за чью-то смерть?
8. Убивали ли вы когда-нибудь? Что вы чувствовали тогда? Сейчас?
9. Повлияла ли на вас смерть кого-то из великих людей?
10. Смерть — ваш враг или друг? Вы ее страшитесь или ожидаете?
11. Как бы вы хотели умереть?
12. Главное («вершинное») событие, связанное с этой темой.
Задание 9. История моих стремлений, жизненных целей и смысл жизни
1. Каковы цели вашей жизни: материальные, социальные, личностные, моральные, религиозные? Всегда ли ваши цели были такими?
2. Соблюдались ли религиозные традиции в вашей семье?
3. Обладаете ли вы религиозным опытом? Каков он?
4. Какие символы важны для вас? Какими принципами вы руководствуетесь в жизни?
5. Какова ваша жизненная цель? Менялась ли она?
6. Находите ли вы смысл в идеях социальной справедливости или братства всех людей на планете? Хотите ли быть похожим на кого-нибудь из великих людей? Кто ваш моральный герой? Изменялся ли его образ на протяжении жизни?
7. Находили ли вы когда-нибудь жизнь лишенной всякого смысла? Пришли ли вы к пониманию смысла жизни?
8. Почему вы считаете, что нужно быть нравственным человеком? Почему не нужно быть?
9. Главное («вершинное») событие, связанное с этой темой.
Обнаруженная в исследовании внутренняя динамика эпизода свидетельствует о том, что даже актуализированное в форме flashbulb яркое воспоминание не может быть отнесено к эпизодической подсистеме, так как рамки эпизода устанавливаются с помощью семантической обработки по законам композиции (начало, кульминация, развязка, финал). Значение, как социокультурное образование, является «стержнем» для отнесения жизненного эпизода в класс автобиографических событий. Принятые в культуре схемы рассказов о событии служат формами структурирования автобиографического материала. Автобиографический рассказ — это способ создания ощущения фактической реальности пережитого в прошлом события.
Феномен несоответствия ассоциированной или диссоциированной позиции «Я» системе остальных параметров, определяющих тип автобиографических воспоминаний, может выступать в качестве: критерия истинности воспоминания; показателя «проблемного участка» прошлого; зоны действия механизмов психологической защиты.Следовательно, такие характеристики автобиографического события, как его уникальное перцептивное и эмоциональное содержание, социальное и культурное биографическое значение, богатство и дифференцированность смыслового компонента, интуитивно отраженные или преобразованные процессами вербализации, по-разному представлены при воспроизведении автобиографических воспоминаний по каждому из описанных типов.
Практикум
Определите, к какому типу (яркое, важное, характерное, переломное) относятся события, о которых рассказывается в автобиографических интервью.
1.«В первые месяцы жизни в Израиле мы с мужем поняли, что родители не собираются делиться с нами деньгами. Мной это было воспринято, с одной стороны, как предательство, а с другой — я решила, что мне нужно настоять на своих правах. Я ведь себя женщиной сильной ощущаю. Я заставила себя пойти к родителям и предъявить свои претензии. Попросила их объяснить, почему, по их мнению, мне ничего не положено. Когда я поняла, что ответа у них нет, а папа пытается меня шантажировать моим дочерним отношением к ним, мне стало неприятно, грязно, и я решила отступить. Результатом всей этой ситуации я совершенно не горжусь. Я не горжусь своим благородством, потому что осталась ни с чем, потеряла то, что считала своим. С родителями отношения все равно испорчены. Хотя я не перестаю чувствовать себя сильной женщиной, в результате пострадала не только я, но и моя дочь. Этот эпизод показывает мое амбивалентное отношение: может я не могу постоять за себя, но я знаю, что это необходимо».
2. «Мне было шестнадцать лет, и у меня был очень яркий разговор с руководителем нашего похода. Это был день рождения с очень приятной атмосферой. Там разговор… О чем говорили? Обо всем. Меня поразила одна такая штука: ему почти тридцать, мне шестнадцать, и мы говорили фактически на равных, то есть он не только не относился ко мне снисходительно, а скорее наоборот, он об этом даже и не думал. А сам разговор? Важнее сам человек. Это ночь. Какие-то отдельные слова даже не вспоминаются, но так я не говорила еще ни с кем… Да, там еще одна штука была -но раньше я думала, что в словах невозможно выразить все то, что та думаешь и что облегчения не приносит, даже если ты это и сделаешь. Но тут так получилось, что он понимал меня совершенно по-другому, на другом уровне, может быть, но это действительно было так…»
3. «Наш класс пришел в школу, а занятия отменили. Нам домой никому не хотелось идти, хотелось немножко отдохнуть, и решили погулять по Москве, пойти на Красную площадь. Когда подходили к этой площади (там издалека куранты видны), зашел разговор о том, у кого самые точные часы. Я уже не помню как, но мне удалось доказать, что мои часы идут точнее всех. Но при подходе к курантам меня почему-то, я потом обнаружил почему, с хитростью спросили, который час. Я, не подозревая ничего плохого, сказал, что двенадцать часов и три минуты. Но почему-то раздался смех, но я на это не обратил серьезного внимания. Обратил я на это внимание, когда взглянул на куранты, которые показывали без пяти двенадцать. Я из этого сделал вывод, что любая теоретическая концепция может быть разрушена практикой. Тем не менее спор с часами я проиграл. Это такое грустное ощущение. Хотя я и веселился по этому поводу».
4. «Самое первое воспоминание жизни — мне полтора года. Мама пошла в магазин, я один на небольшой лужайке, и вдруг в туалет захотелось. Я не мог терпеть, побежал, мама бежит навстречу по тропинке, я ей навстречу бегу быстрее и — не успел. Вот это ярко. Вот это помню. Что еще помню из ярких жизненных событий?.. Горы! Был в походе в горах. После окончания IV и V курсов. Фантастические горы».
Заполните таблицу, отметив знаком «+» тип, к которому относится каждое из четырех приведенных выше воспоминаний:
Яркое Важное Переломное Характерное
1
2
3
4
Практикум
Подумайте, события каких типов (яркое, важное, характерное, переломное) могут наиболее эффективно использоваться для реализации каждой из функций (подчеркните те типы событий, которые, по вашему мнению, обслуживают каждую функцию).
1. Поддержание связей с различными социальными группами и отдельными людьми («memory talk») — яркое, важное, переломное, характерное.
2. Достижение социальной солидарности или отторжения — яркое, важное, переломное, характерное.
3. Передача опыта новому поколению — яркое, важное, переломное, характерное.
4. Установление доверия в межличностных контактах — яркое, важное переломное, характерное.
5. Предсказание поведения других людей по аналогии с событиями своей жизни яркое, важное, переломное, характерное.
6. Саморегуляция (настроения, мотивации) — яркое, важное, переломное характерное.
7. Источник содержаний для формирования «Я-концепции» — яркое, важное переломное, характерное.
8. Построение и выбор целей и тактик поведения — яркое, важное, переломное характерное.
9. Построение интервалов самоидентичности личности — яркое, важное переломное, характерное.
10. Эмпатийная — яркое, важное, переломное, характерное.
11. Самопознание — яркое, важное, переломное, характерное.
12. Самоопределение — яркое, важное, переломное, характерное.
13. Смыслообразование — яркое, важное, переломное, характерное.
14. Культурная, историческая и социальная отнесенность — яркое, важное, переломное, характерное.
15. Осознание и переживание уникальности своей жизни — яркое, важное, переломное, характерное.
16. Временное структурирование самосознания на основе интервалов самоидентичности личности — яркое, важное, переломное, характерное.
17. Финальная интеграция личности — яркое, важное, переломное, характерное.