Кроме возможности ясно осознавать, что вы делаете и что с вами происходит в данный момент, вам необходимо умение точно и непредвзято восстанавливать в памяти свои прошлые действия и состояния. Нижеописанное упражнение лучше всего выполнять в самом конце дня перед сном.
Упражнение.
Закройте глаза. Сядьте прямо. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Сосредоточьтесь на дыхании. Затем попробуйте вспомнить весь свой день в обратном порядке, начиная с того момента, когда вы собрались сделать это упражнение. Вспомните все события и все свои действия в течение дня до момента утреннего пробуждения, попытайтесь внимательно вспомнить свои сны. Восстанавливая в памяти прожитый день, старайтесь, насколько возможно, выступать в роли отстраненного объективного наблюдателя, спокойно и беспристрастно регистрирующего каждое событие. Вспоминайте события дня, но не оживляйте их, не фантазируйте. Вспомните, что вы говорили и думали. Переходите от одного события к другому, сохраняя невозмутимость, не испытывая чувства радости при успешном его разрешении или тоски и печали в случае неудачи. Цель упражнения — беспристрастная регистрация в сознании смысла происшедшего. Если вам трудно сохранять беспристрастность, представьте, что это — жизнь другого человека, которого вы любите таким, как он есть. Это упражнение стоит выполнять регулярно. Особенно ценным оно может оказаться тогда, когда день кажется вам абсолютно пустым (и вспомнить нечего!) или когда он слишком переполнен событиями. А также — когда к концу дня осталось ощущение раздражения или беспокойства, когда вы чувствуете себя не в своей тарелке. Выполнив это упражнение, вернитесь к тем моментам, которые вам оказалось трудно вспомнить — может быть ваше сознание не хочет замечать какую-нибудь проблему. Опираясь на «Вечерний обзор», вы можете лучше осознать различные стороны своей личности и жизни. Например, можно посмотреть на происшедшее с точки зрения вашего тела, чувств и разума. «Некоторые люди, — пишет он, — идентифицируют себя со своим телом. Они слушают себя изнутри и часто говорят о себе с позиции ощущений. Другими словами, они отождествляют свою деятельность прежде всего с деятельностью тела. Существуют люди, которые отождествляют себя с чувствами. Их опыт и его описание не выходят за этот круг. Они полагают, что чувства являются главной и наиболее сокровенной частью их «Я», тогда как мысли и физические ощущения воспринимаются ими как нечто более далекое и до какой-то степени не связанное с ними. Те, кто идентифицируют себя с разумом, скорее всего склонны говорить о себе с точки зрения интеллекта даже тогда, когда их спрашивают о самочувствии. Такие люди часто рассматривают чувства и ощущения как нечто второстепенное или вообще не осознают их. Многие из них выбирают себе какую-нибудь роль и действуют сообразно ей в качестве «матери», «мужа», «жены», «студента», «бизнесмена», «учителя» и т.д. Подобное отождествление с какой-то частью личности может до определенной степени удовлетворить человека, однако оно имеет серьезные последствия. Оно мешает осознать истинное «Я», себя во всей полноте, то, чем человек является на самом деле. Такое отождествление исключает или значительно уменьшает возможность познакомиться с другими составляющими нашей личности и использовать их в полной мере. Таким образом, наше «обычное» выражение себя в тот или иной момент времени ограничено; это лишь часть того, что могло бы быть продемонстрировано. Вариант упражнения: Просмотрите происшедшее с точки зрения вашего тела, чувств, разума, т.е. просматривая события прошедшего дня, обратите внимание на ваши телесные ощущения (расслабленность, напряжение, тепло, холод, прикосновение…), на свои переживания, настроение, эмоциональное отношение к происходящему, на возникновение в ходе дня мыслей, планов, анализа происходящего (а может быть, событием дня было появление новой идеи, решение задачи и т.п.).
Возможно, вас интересуют следующие моменты:
1. С каким из этих трех компонентов я идентифицирую себя большую часть времени?
2. Какие из этих компонентов доминировали в определенных обстоятельствах, имевших место в течение дня? Какова активность каждого из них?
3. Какими ценными качествами или ограничениями характеризовался каждый из компонентов? Как помогал или мешал каждый из них?
4. Отмечались ли какие-нибудь конфликты между ними?
5. Какое участие приняли вы в их гармонизации или управлении ими?
Вы можете обдумать эти вопросы непосредственно во время обзора событий или, если это затрудняет выполнение упражнения, в момент его окончания. Перечисленные выше вопросы направлены на то, чтобы указать вам возможные перспективы достижения гармонии. Вы можете отвечать не на все вопросы, а ответив на первый вопрос, выбрать из остальных те, которые покажутся вам наиболее интересными. Отведите на выполнение упражнения примерно 15 минут. При последующих выполнениях вы можете удлинять упражнение и усложнять анализ составляющих своего опыта.